Неточные совпадения
— Я — не зря
говорю. Я — человек любопытствующий. Соткнувшись с каким-нибудь ближним из простецов, но беспокойного взгляда на жизнь, я даю ему два-три толчка
в направлении, сыну моему любезном, марксистском. И всегда оказывается, что
основные начала учения сего у простеца-то как бы уже где-то под кожей имеются.
— Куда вы? Подождите, здесь ужинают, и очень вкусно. Холодный ужин и весьма неплохое вино. Хозяева этой старой посуды, — показал он широким жестом на пестрое украшение стен, — люди добрые и широких взглядов. Им безразлично, кто у них ест и что
говорит, они достаточно богаты для того, чтоб участвовать
в истории; войну они понимают как
основной смысл истории, как фабрикацию героев и вообще как нечто очень украшающее жизнь.
— Одно из
основных качеств русской интеллигенции — она всегда опаздывает думать. После того как рабочие Франции
в 30-х и 70-х годах показали силу классового пролетарского самосознания, у нас все еще
говорили и писали о том, как здоров труд крестьянина и как притупляет рост разума фабричный труд, —
говорил Кутузов, а за дверью весело звучал голос Елены...
— Без сомнения, — прервал я горячо. — Некто Васин
говорит, что
в поступке его с этим письмом и с отказом от наследства заключается «пьедестал»… По-моему, такие вещи не делаются для показу, а соответствуют чему-то
основному, внутреннему.
Я отвечаю с полным хладнокровием, что я отнюдь не учил, что я только выразил
основную мысль и
говорил лишь
в проекте.
Я был так вполне покоен, так уверен
в нашей полной, глубокой любви, что и не
говорил об этом, это было великое подразумеваемое всей жизни нашей; покойное сознание, беспредельная уверенность, исключающая сомнение, даже неуверенность
в себе — составляли
основную стихию моего личного счастья.
И вот, с внезапною переменой губернатора, всё приостановилось; а новая губернаторша,
говорят, уже успела высказать
в обществе несколько колких и, главное, метких и дельных возражений насчет будто бы непрактичности
основной мысли подобного комитета, что, разумеется с прикрасами, было уже передано Варваре Петровне.
— Я согласен, что
основная идея автора верна, —
говорил он мне
в лихорадке, — но ведь тем ужаснее! Та же наша идея, именно наша; мы, мы первые насадили ее, возрастили, приготовили, — да и что бы они могли сказать сами нового, после нас! Но, боже, как всё это выражено, искажено, исковеркано! — восклицал он, стуча пальцами по книге. — К таким ли выводам мы устремлялись? Кто может узнать тут первоначальную мысль?
Мы все знаем и не можем не знать, если бы даже мы никогда и не слыхали и не читали ясно выраженной этой мысли и никогда сами не выражали ее, мы, всосав это носящееся
в христианском воздухе сознание, — все, всем сердцем знаем и не можем не знать ту
основную истину христианского учения, ту, что мы все сыны одного отца, все, где бы мы ни жили и на каком бы языке ни
говорили, — все братья и подлежим только одному закону любви, общим отцом нашим вложенному
в наши сердца.
Преднамеренная повадливость свойственна тем практикантам, которые, как выразился об них Глумов, надеются пролить свою капельку
в сосуд преуспеянья. По мнению Глумова, подобная повадливость нередко граничит с вероломством и предательством и почти всегда оканчивается урезками
в первоначальных убеждениях и уступкой таких
основных пунктов, отсутствие которых самую благонамеренную практику сводит к нулю. Или,
говоря другими словами, полного вероломства нет, но полувероломство уж чувствуется.
Если так, то всякий вправе спросить: что же это значит, что при совершенном и благотворном развитии
основных элементов возможно было подобное, крайне печальное, положение дел? «Стародавняя Россия заключала
в недрах своих главные начала государственного благоустройства», —
говорит г. Устрялов и вслед за тем приводит факты, доказывающие крайнее расстройство.
Эта глава именно показывает, что автор не вовсе чужд общей исторической идеи, о которой мы
говорили; но вместе с тем
в ней же находится очевидное доказательство того, как трудно современному русскому историку дойти до сущности, до
основных начал во многих явлениях нашей новой истории.
Определяя прекрасное как полное проявление идеи
в отдельном существе, мы необходимо придем к выводу: «прекрасное
в действительности только призрак, влагаемый
в нее нашею фантазиею»; из этого будет следовать, что «собственно
говоря, прекрасное создается нашею фантазиею, а
в действительности (или, [по Гегелю]:
в природе) истинно прекрасного нет»; из того, что
в природе нет истинно прекрасного, будет следовать, что «искусство имеет своим источником стремление человека восполнить недостатки прекрасного
в объективной действительности» и что «прекрасное, создаваемое искусством, выше прекрасного
в объективной действительности», — все эти мысли составляют сущность [гегелевской эстетики и являются
в ней] не случайно, а по строгому логическому развитию
основного понятия о прекрасном.
Если даже согласимся, что
в Виттории были совершенны все
основные формы, то кровь, теплота, процесс жизни с искажающими красоту подробностями, следы которых остаются на коже, — все эти подробности были бы достаточны, чтобы поставить живое существо, о котором
говорит Румор, несравненно ниже тех высоких произведений искусства, которые имеют только воображаемую кровь, теплоту, процесс жизни на коже и т. д.
Я не буду
говорить о том, что
основные понятия, из которых выводится у Гегеля определение прекрасного], теперь уже признаны не выдерживающими критики; не буду
говорить и о том, что прекрасное [у Гегеля] является только «призраком», проистекающим от непроницательности взгляда, не просветленного философским мышлением, перед которым исчезает кажущаяся полнота проявления идеи
в отдельном предмете, так что [по системе Гегеля] чем выше развито мышление, тем более исчезает перед ним прекрасное, и, наконец, для вполне развитого мышления есть только истинное, а прекрасного нет; не буду опровергать этого фактом, что на самом деле развитие мышления
в человеке нисколько не разрушает
в нем эстетического чувства: все это уже было высказано много раз.
Основная форма заговора,
говорит Л. Н. Веселовский, [Блок имеет
в виду статью А. Н. Веселовского «Психологический параллелизм и его формы
в отражениях поэтического стиля» («Журнал министерства народного просвещения», 1898, март, стр. 51–54).] была двучленная, стихотворная или смешанная с прозаическими партиями;
в первом члене параллели — призывалось божество, демоническая сила на помощь человеку; когда-то это божество или демон совершили чудесное исцеление, спасли или оградили; какое-нибудь действие их напоминалось типически; во втором члене — являлся человек, жаждущий такого же чуда, спасения, повторения сверхъестественного акта.
Г-н Тегоборский
говорит в книге, недавно вышедшей
в Париже и посвященной императору Николаю, что эта система раздела земель кажется ему неблагоприятною для земледелия (как будто ее цель — успехи земледелия!), но, впрочем, прибавляет: «Трудно устранить эти неудобства, потому что эта система делений связана с устройством наших общин, до которого коснуться было бы опасно: оно построено на ее
основной мысли об единстве общины и о праве каждого члена на часть общинного владения, соразмерную его силам, поэтому оно поддерживает общинный дух, этот надежный оплот общественного порядка.
Сократ не имел столь обычной слабости толковать
в своих беседах о всем существующем, отыскивать происхождение того, что софисты называют природой, и восходить до
основных причин, от которых произошли небесные тела. Неужели, —
говорил он, — люди считают, что постигли всё то, что важно человеку знать, если занимаются тем, что так мало касается человека?
В особенности удивлялся он слепоте тех ложных ученых, которые не сознают, что человеческий ум не может проникнуть
в эти тайны. — Потому-то, —
говорил он, — все эти люди, воображающие, что смеют толковать о них, далеко не сходятся
в своих
основных мнениях, и когда послушаешь их всех вместе, то кажется, что находишься среди сумасшедших. И действительно, какие отличительные признаки несчастных, одержимых безумием? Они боятся того,
в чем нет ничего страшного, и не страшатся того, что действительно опасно.
Общее содержание отрицательного богословия, развиваемого преимущественно
в первой и отчасти во второй книге «De divisione naturae»,
основного трактата Эриугены, последний определяет так:
в нем выясняется, что «Бога Ничто из всего, что существует и чего не существует, не выражает
в Его сущности, что и сам Он совершенно не знает, что Он есть, ибо Он никоим образом не может быть определяем по величине или свойству, ибо ничто не подходит к Нему и сам Он ничем не постигается, и что сам Он
в том, что существует и не существует, собственно
говоря, не выражается
в самом себе, — род незнания, превосходящий всякое знание и понимание»***.
Иначе
говоря, лишь с другого конца Аристотель приходит к той же
основной характеристике мира идей, какую он имеет у Платона, к признанию его трансцендентно-имманентности или же имманентно-трансцендентности: идеи-формы суть семена, которые, каждое по роду своему, творчески произрастают
в становлении, обусловливаемом аристотелевской ΰλη [Материя (греч.).].
«Тайной»
в обычном смысле не является природа Божия, —
говорит Гегель, выдавая
в этих словах
основную тайну своего собственного (да и Шеллингова) философствования, — и менее всего
в христианской религии: здесь Бог дал познать себя, показал, что Он есть; здесь Он раскрыт.
Он поочередно или же сразу
говорит и о чувстве бесконечного, или космическом чувстве, к о чувстве божества (
в позднейших сочинениях у него появляется,
в качестве
основного признака, чувство исключительной зависимости — «das schlechtinnige Abhängigkeitsgefühl»).
В последние годы всеобщее внимание обратил на себя французский мыслитель Анри Бергсон. Много у него спорного, со многим трудно согласиться. Но ряд
основных его положений имеет значение огромной важности. Всякий думающий, вслушивающийся
в себя человек давно уже смутно чувствовал то, что
говорит Бергсон. Ярко, ясно и глубоко чувствовал это Лев Толстой.
Бог их совсем не нуждается, чтоб ему
говорили: «Да, ты существуешь!» Для людей с таким жизнеотношением вопрос о существовании бога никогда не может стать
основным вопросом и трагедией жизни: назван ли бог человеком или нет, — он все равно непрерывно живет
в душе человека.
В чем
основная истина жизни?
В чем ценность жизни,
в чем ее цель, ее смысл? Тысячи ответов дает на эти вопросы человек, и именно множественность ответов
говорит о каком-то огромном недоразумении, здесь происходящем. Недоразумение
в том, что к вопросам подходят с орудием, совершенно непригодным для их разрешения. Это орудие — разум, сознание.
В великой своей убогости и нищете стоит перед Ницше наличный человек, лишенный всякого чувства жизни, всякой цельности, с устремлениями, противоречащими инстинктам, — воплощенная «биологическая фальшивость» и «физиологическое самопротиворечие». «Общее отклонение человечества от своих коренных инстинктов, —
говорит Ницше, — общий декаданс
в деле установления ценностей есть вопрос par excellence,
основная загадка, которую задает философу животное-«человек»
«
Основная ошибка кроется
в том, —
говорит Ницше, — что мы, вместо того чтобы понять сознательность лишь как частность
в общей системе жизни, — принимаем ее
в качестве масштаба,
в качестве высшей ценности жизни… Если захотеть достаточно широко поставить цель жизни, то она не должна бы совпадать ни с одной категорией сознательной жизни; наоборот, она должна была бы еще объяснять каждую из них, как средство, ведущее к сказанной цели».
В «Сумерках кумиров» Ницше
говорит: «Лишь
в дионисовских мистериях выражается
основной факт эллинского инстинкта — его «воля к жизни».
Киркегардт видит
в страхе-ужасе
основной религиозный феномен и признак значительности внутренней жизни Библия
говорит, что начало премудрости — страх Божий.
И он тоже, Андрей Иванович, — он жил, а жизни не видел. А между тем, ему казалось, он способен был бы жить — жить широкою, сильною жизнью, полною смысла и радости; казалось, для этого у него были и силы душевные, и огонь. И ему страстно хотелось увидеть Барсукова или Щепотьева,
поговорить с ними долго и серьезно, обсудить все «до самых
основных мотивов». Но Щепотьев сидел
в тюрьме, Барсуков был выслан из Петербурга.
Я упрекал папу, что он неправильно вел и ведет воспитание детей; что он воспитывал нас исключительно
в правилах личной морали, — будь честен, не воруй, не развратничай; граждан он не считал нужным
в нас воспитывать; не считал даже нужным раскрывать нам глаза на
основное зло всей современной нашей жизни — самодержавие; что воспитывал
в нас пай-мальчиков; что это антиморально
говорить; „Сначала получи диплом, а потом делай то, что считаешь себя обязанным делать“:
в каждый момент человек обязан действовать так, как ему приказывает совесть, — пусть бы даже он сам десять лет спустя признал свои действия ошибочными.
Основным местопребыванием офицеров полка,
в который попал Савин, был, как мы уже
говорили, ресторан Дюссо.
Не
говоря уже о том, что было что-то недостойное
в самой той форме,
в которой была выражена эта мысль, о том, что рядом с глубочайшими, по своему значению, истинами проповеди, точно примечание к статье свода законов, стояло это странное исключение из общего правила, самое исключение это противоречило
основной мысли.
Но усвойте себе наши
основные убеждения, вступите
в наше братство, дайте нам себя, позвольте руководить собой, и вы сейчас почувствуете себя, как и я почувствовал, частью этой огромной, невидимой цепи, которой начало скрывается
в небесах, —
говорил Пьер.